- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
ПСИХОЛОГИ́ЧЕСКАЯ ШКО́ЛА в литературоведении, сложилась в Западной Европе и России в последнюю треть XIX в., отражая общий поворот социологии, философии и эстетики к психологизму. Пересматривая и развивая идеи культурно-исторической школы и особенно биографического метода, она противопоставляла себя спекулятивной (умозрительной, выведенной из «общефилософских основ») эстетике (в т. ч. классической немецкой). Главным предметом изучения для П. ш. стала внутренняя, психологическая сторона творчества, и прежде всего душевная жизнь автора, поскольку искусство выражает все то, что человек носит в себе, как впечатления внешнего мира и как свои собственные душевные движения. В соответствии с этим искусство рассматривалось как сублимация переживаний художника вовне, в образы. Художник творит для себя: воплощая в образы мучающие его мысли, чувства, настроения, он тем самым освобождается от них; само произведение становится моделью души создателя. Все особенности произведения выводятся из своеобразия личности художника, а различия между произведениями объясняются различием переживаний и психологических типов (поэты выражения и поэты воплощения, художники-наблюдатели и художники-экспериментаторы). Историческое развитие искусства (литературы), его общественная обусловленность отодвигались на второй план.
В художественном содержании сторонники П. ш. выдвигали на первый план его субъективную сторону: оно всегда сиюминутный процесс, поскольку его порождает («вкладывает») сам читающий в зависимости от собственного, неповторимого опыта жизни. «Заслуга же художника не в том minimum содержания, какое думалось ему при создании, а в известной гибкости образа, в силе внутренней формы возбуждать самое разнообразное содержание» (Потебня А. А., Мысль и язык, Хар., 1892, с. 187). П. ш. представляли в Западной Европе Э. Эннекен, В. Вундт, И. Фолькельт; на рубеже XIX и XX вв. она уступает место школам интуитивизма и психоанализа.
В России первым идеи психологического направления в литературоведении выдвинул Потебня («Мысль и язык», 1862); в дальнейшем они представлены в работах его учеников (Д. Н. Овсянико-Куликовский, А. Г. Горнфельд, Т. Райнов и др.) и в журнале «Вопросы философии и психологии» (18991918); как целое направление перестало существовать в 20‑х гг.
Литература:
Потебня А. А., Эстетика и поэтика, М., 1976;
Овсянико-Куликовский Д. Н., Вопросы психологии творчества, СПБ, 1902;
Пресняков О. П., А. А. Потебня и рус. литературоведение кон. XIX нач. XX в., Саратов, 1978;
Николаев П., Курилов А., Гришунин А., История рус. литературоведения, М., 1980;
Осьмаков Н. В., Психологич. направление в русском литературоведении: Д. Н. Овсянико-Куликовский, М., 1981.В. В. Курилов.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.